Previous Entry Share Next Entry
Чистильщики обуви
lisette_paris

Иногда в районе Сити—Холл—Парка мне начинает казаться, что все маленькие оборвыши, сколько их есть в Нью—Йорке, приобрели сапожные щетки и ящики и занялись чисткой ботинок.
— Почищу, cэp, почищу!
— Блеск, навожу блеск, cэp! Всего пять центов!
Марк Твен The Bootblacks "Чистильщики обуви"), 1867  год      

746542837591
В Англии и Франции труд мальчишек, старательно натиравших щетками ботинки знатных господ, был очень востребован уже в первой половине XIX века. За монетку мальчишки на улицах в течение пяти-десяти минут счищали с ботиков грязь и пыль и натирали их до блеска. Они сидели на низких табуретках вдоль тротуаров и зазывали прохожих к себе. Клиент ставил ногу в ботинке на наклонную подставку. Иногда ему предлагалось посидеть в кресле, а бывало даже, что чистильщик располагал двумя креслами — для клиента и его спутника или спутницы. 

 В Россию эта профессия пришла намного позже, в XX веке. В советские времена чисткой обуви занимались не только мальчишки. В 1914 году в Ираке и Турции начались межнациональные столкновения, и в Россию потоком хлынули ассирийские беженцы. Они не знали русского языка, потому не могли устроиться на работу. Зато по пути в Россию через Баку, они видели, как армяне и евреи (в основном — дети) работают чистильщиками обуви. В Москве и Петербурге в то время уличных чистильщиков почти не было, и этим ремеслом занялись беженцы-ассирийцы. Зачастую заработок от чистки ботинок был единственным источником дохода для целой семьи. Ассирийцы привнесли в профессию несколько иной образ чистильщика — не мальчишка в кепке и рубашке с закатанными рукавами, а сидящий по-турецки человек в кожаном фартуке и тюбетейке. 

Чистка обуви стоила 5 копеек. Для сравнения: столько стоил в начале XX века билет на трамвай или чашка чая с сахаром в трактире. Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

loake-chistit-obyv


К середине XX века чистильщики уже совмещали это ремесло с ремонтом обуви. Но со временем услуга становилась все менее востребованной. И внуки тех ассирийцев-беженцев, которые принесли в Москву новую профессию, уже почти ничего о ней не знали. По одной из версий исчезновению профессии чистильщиков обуви поспособствовало то, что при Горбачеве на одной из обувных фабрик начали производить обувные губки в коробочках. И для советского человека чистка обуви у чистильщика стала неуместной буржуазной роскошью, ведь кремы уже не надо было изготавливать самому, можно было приобрести их в магазине, и привести ботинки в порядок самостоятельно. 

Сейчас ремесло чистильщиков обуви почти утрачено, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы – пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. В некоторых европейских странах (Англии, Испании, Португалии) встретить на улочке чистильщика с полным арсеналом щеток, бархоток и кремов - не экзотика, а норма. 

http://loake.ru
http://bishelp.ru
http://www.rdw.spb.ru/





You are viewing lisette_paris